Рекомендуем

Новости
  • Boomновости №1’9 (2018)
    Boomновости №1’9 (2018)

    А вот и наша 1-ая сентябрьская выборка новостей русской комикс-индустрии. Начало шквала анонсов к дальнейшему Далее →

  • Earth x graphitti designs limited signature edition
    Earth x graphitti designs limited signature edition

    Продолжаю говорить о серии коллекционных изданий от Graphitti Designs. В прошедший раз, напомню, мы познакомились с расчудесным Далее →

  • Pictures that tick vol. Два limited/signed
    Pictures that tick vol. Два limited/signed

    Даже не помню, как я в первый раз познакомился с творчеством Дэйва Маккина. Может быть, Далее →

  • Tale of sand box set
    Tale of sand box set

    В сей раз шелфпорн у нас совсем нетипичный. Это не редчайшее издание, тут нет автографа Далее →

  • Absolute danger girl
    Absolute danger girl

    Пока я жду несколько ценных посылок, продолжу говорить про линейку «абсолютов» от DC. В прошедший Далее →

«The sandman. песочный человек». часть Два – рецензия

Продолжаем наш разбор знаменитой серии Нила Геймана, приуроченный к 25-летию издательства Vertigo. В нынешней статье окутаны с четвертой по шестую книжки, выпущенные на российском издательством «Азбука». В их собраны сюжеты о совете Нескончаемых, возвращении головного героя в королевство Люцифера, девять повестей о Властелину Снов и еще много других интересных историй, в каких воедино переплетаются мотивы знакомых всем нам легенд и темного фэнтези.

***

Сказать, что 4-ый том саги под заглавием Sandman ожидали очень очень, было бы сильным преуменьшением того желанного томления, в каком пребывали читатели. Когда-то «Эксмо» уже пробовали привить любовь к Гейману российским любителям комиксов, но, как досадно бы это не звучало, далее третьего тома дело не пошло. Стоит гласить, что к клятвенным заверениям «Азбуки», подхватившей упавшее знамя Vertigo на местности одной 6-ой части суши, относились с значительной толикой скептицизма. К слову сказать, появились они не на пустом месте. Ведь одно дело заниматься пусть и доработанным, но переизданием, другое – выпускать новые книжки с нуля. Если к этому прибавить далековато не самый оживленный темп повествования и желание Геймана наполнить свои комиксы очень допустимым объемом отсылок и проблематик (что значительно утяжеляет восприятие истории), недовольство по поводу задержки еще одного тома сменяется искреннем удивлением и радостью. Так как ряды ярых фанатов «Песочного человека» с течением времени осязаемо редеют. И похоже, что пробраться до конца через все хитросплетения мифологий сумеют не все. 4-ый том показал это довольно наглядно.

«The sandman. песочный человек». часть Два – рецензия

«Пора туманов» начинается с домашнего совета. Тут нам в первый раз представляют все семейство Нескончаемых (6 пишем, один – в уме). Судьба, Погибель, Сон, Страсть, Страдание и Сумасшествие (Сокрушение покинул отчий дом много годов назад). В оригинале все сути носили имена на «D», но приспособленный вариант оказался полностью жизнестойким. Беседа очевидно не клеится, и родственники перебегают к древней забаве – обмену шпильками по поводу дел прошлых. Дела Морфея и Страсти уже во 2-м томе достигали критичной отметки, после которой в воздухе начинают летать молнии. Насильное же пребывание в одной комнате очевидно не приводит к их потеплению. Непременно, скелеты в шкафах висят у всех, но это история о Песочном человеке, а означает, главные удары придутся конкретно по нему. А беря во внимание очень сложный нрав Владыки Снов, нетрудно додуматься, что его прошедшее испещрено ошибками разной степени тяжести. И из-за одной таковой ошибки Морфею вновь предстоит спуститься в Ад. Прогулка обещает выдаться знатной, беря во внимание, в каких интонациях пришлось распрощаться с Люцифером в центре первого тома.

Ад по Гейману это нестерпимо кислое место. Невзирая на все старания Келли Джонса, проявившего значительную изобретательность в изображении ужасов преисподней, к ужасам привыкаешь довольно стремительно. Что уж гласить о веках, утопающих в нескончаемой грызне маленьких бесов за власть. Они не ровня Люциферу. Но если вы подобно Сэндмену ожидаете величавой битвы с королем ада, то Гейман заготовил вам еще одну дьявольскую шуточку. С самодовольной усмешкой Денница покидает свои владения, за ранее разогнав всех подданных (при этом данный ход был задуман создателем еще в «Прелюдиях и ноктюрнах»). Хаос, опустившийся на мир смертных, сейчас на плечах и совести Морфея. Но не так принципиально свято было место либо проклято. Вселенная не любит пустоты. И во дворец Сна стекаются гости со всех концов света. Скандинавские и египетские боги, гонцы фейри, представители порядка и хаоса, бывшие жители Ада. Любой из их пришел с предложением, от которого если и не тяжело отрешиться, то уж наверное следует брать в расчет.

«The sandman. песочный человек». часть Два – рецензия

Границы сцены строго очерчены. Sandman за номером четыре предлагает нам камерную пьесу, разыгранную высшими силами. Гейман затевает свою возлюбленную игру с личными трактовками мифологических сюжетов и образов, жонглируя преданиями, пытаясь органически вписать их в свою вселенную. При этом в изображении отдельных персонажей преисполнено таковой сатиры, что яростные письма от читателей уже не кажутся кое-чем странноватым. Еще бы. Поклонники Marvel, знакомые со скандинавскими легендами только по комиксам, были возмущены злобным пасквилем на возлюбленных героев. Отлично еще вокруг сил порядка и хаоса не организовалось подозрительных культов. А то серия могла окончиться существенно ранее срока. И за всем этим пестрым балаганом стоят полностью суровые размышления о необходимости рая и ада. Отголоски этих раздумий чуток позднее войдут в рассказ «Мистерия убийства».

Конкретно с «Поры туманов» Sandman делает шаг в сторону от приключенческих историй. Если ранее повторяющаяся рефлексия персонажей была менее чем приемом, раскрывающим нрав, то сейчас она становится главной движущей силой. Экзистенциализм начинает цвести пышноватым цветом, заслоняя собой фактически все. Царство Снов восстановлено, передел сфер воздействий неосуществим в принципе (задачка Нескончаемого – быть персонификацией звена нескончаемого цикла, и хоть какое отклонение от назначения противоречит самой сущности этих созданий). Пришло время задуматься о смысле вещей. И в этих размышлениях попробовать осознать природу смертных с их короткими жизнями, осознать свою роль в системе мироздания. Оценить границы силы. Понять ответственность и назначение. Кто-то из Нескончаемых это уже понял, кому-то только предстоит. А серия… Серия начинает покрываться налетом бронзовой элитарности. В особенности отлично это приметно на примере магической библиотеки, где перечисление ненаписанных книжек занимает место больше, ежели описание всего сюжета «Поры туманов». И далековато не многим читателям подобные перемены пришлись по вкусу.

«The sandman. песочный человек». часть Два – рецензия

Еще одна шахматная партия высших сил подошла к концу. «Игра в тебя» вновь кидает в будничную круговерть, переплетая действительность и Королевство сна. После пафосных тирад подзабытых богов история девицы, заблудившейся в призрачном мире, кажется таковой обычный и близкой. Естественно, если безумие стало вам нормой. Трансвеститы и беременные лесбиянки, зверьки, напоминающие своим видом засаленные старенькые игрушки, деспотичный правитель сказочного царства, девченка с кукольным именованием, жива голова, прибитая к стенке и болтающая без умолку, незапятнанное фэнтези, городское фэнтези, дорога из желтоватого кирпича, «Тотошка, мы больше не в Канзасе». Гейман ведает оживленную колоритную историю, которая от всей души старается развлечь читателя каждым поворотом сюжета. Она увлекает и принуждает по-настоящему сопереживать своим героям. При всем этом главные посылы комикса подаются без фанатизма с очаровательной застенчивостью. Не учат, но требуют. У «Игры в тебя» есть только один, но очень значимый недочет. Это книжка не о Сэндмене.

Больше всего «Игра в тебя» припоминает фанфик по вселенной Сэндмена. История концентрируется на второстепенных персонажах «Кукольного домика». Женщина попадает в неудачу, ее соседки-подруги бросаются на помощь. У кого-либо из их за плечами личные катастрофы и переживания (да-да, неожиданные две полосы на тесте), у кого-либо членство в клубе ведьмовства (почему бы не придать неказистой ботаничке мало магической загадочности?). Пройдя вереницу испытаний, преодолев все трудности и спася мимоходом два мира, они непременно повстречаются с красивым царевичем в лице Морфея. Он, правда, не заберет их с собой в собственный сказочный замок, зато поможет совладать со всеми трудностями. Ну, и под занавес неотклонимая встреча со Гибелью. Так как она прекрасная, умная, почти все лицезрела в этой жизни и вообщем «клевая». Подобные истории тыщами хранятся в девичьих письменных столах. И новелла Геймана кажется смешной стилизацией под подобные опусы. Пожалуй, «Игра в тебя» органично бы смотрелась в виде необязательного ответвления от основной серии. Но вот незадача, эта книжка является номерной, а означает, игнорировать ее наличие просто так нельзя. Либо все-же можно?

«The sandman. песочный человек». часть Два – рецензия

В «Игре в тебя» Гейман вновь касается вопроса гендерной самоидентификации, заявляя о том, что человек сам вправе решать, кем он в конечном итоге будет – мужиком либо дамой. Один из второстепенных персонажей Ванда/Элвин противопоставляется Нескончаемой Страсти. Ванда – дооперационный трансвестит, подавленная своими комплексами и ужасами. Она с трудом воспринимает себя, напуганная желаниями, которые томятся в ней годами. По рассказам самого Геймана подобные потерянные себе люди встречались ему, вызывая определенную симпатию. И вся их жизнь подчинена поиску себя и попыткам примириться с биологическим телом. В противовес им сестра/брат. Страсть услаждается собственной двоякой природой, стараясь по максимуму использовать достоинства собственного морального и телесного гермафродитизма. Пребывая в неизменной неопределенности, она не очень обеспокоена поисками себя. И конкретно к такому стилю жизни Гейман относится плохо, поочередно изолируя Страсть от иных братьев и сестер. И только Страдание остается ее нескончаемой спутницей.

Вопрос гендера является основной особенностью всей серии комиксов о Песочном человеке. Конкретно ярко выраженная гендерная градация историй порождает невозможную биполярность, со очень тривиальной границей. Стараясь угодить всем чередованием сюжетов по гендерному принципу, Гейман, – вероятнее всего, неосознанно, – разделяет мир Песочного человека напополам. Действия первого тома переплетаются с четвертым, 5-ая книжка является логическим продолжением 2-ой. Истории «для мальчиков» и «для девочек» пересекаются в таких условных точках, что порою создается воспоминание, как будто они есть независимо друг от друга, соприкасаясь только на уровне мифологии. И любой из этих миров реален и первичен в одинаковой мере. Естественно, это увеличивает чувство общей ирреальности происходящего, но откровенно мешает выстроить целостную картину мира. Да, вы сможете избрать себе понравившийся тип историй и смотреть только за ними. Но, черт возьми, это Sandman. Законченная эпопея из 70 5 номеров. И она должна работать как единый сюжет, не рассыпаясь под ворохом сиюминутных предпочтений. В конце концов, даже зыбучий изменчивый мир должен подчиняться определенным правилам. «Всегда есть правила», – увидит чуток позднее Аид.

«The sandman. песочный человек». часть Два – рецензия

Если «Страна снов» была броским примером того, как не надо составлять сборники графических новелл, то с «Притчами и отражениями» ситуация сложилась прямо обратная. Под одной обложкой тут уместилось девять сюжетов разной степени увлекательности. Какая-то история проходит зарисовкой, другая – стилизована под арабскую сказку, 3-я – является свободным изложением греческих легенд. Вымысел переплетается с беспощадной правдой, порождая чарующие и страшные образы. Нескончаемые, боги, величавые правители, обыкновенные люди. Любой из их посетил Королевство Снов, сохранив на для себя его отпечаток. Осколки снов, надежд, историй рассказанных у костра путниками переплетаются необычным узором. Незамудреные, аллегорические, практически без потайных кармашков и двойного дна, но с концентрированным содержанием лирики, которой хватило бы на несколько полновесных трагедий. И в этих осколках Морфея больше, чем во всей «Игре в тебя».

Невзирая на кажущуюся пестроту историй, новеллы, собранные в «Притчах и отражениях», очень агрессивно структурированы и делятся на несколько циклов. «Термидор», «Август», «Три сентября и январь» и «Рамадан» входят в цикл «Дальние зеркала». Основной задумкой Геймана было поведать о правителях, их выборе и об ответственности, которую они несут через свою жизнь. Но правитель правителю рознь. Поэтому тут переплетаются истории о первом и единственном императоре Соединенных Штатов, которого безрезультативно пробует искусить Страсть, рассказ о последних деньках Робеспьера (с ролью родственницы Джона Константина), сказания о магическом, полном неслыханных сокровищ Багдаде и откровения об Октавиане Августе. Чье-то имя сейчас декорирует туристские буклеты, кто-то оставил напоминание о для себя в веках. Каждый заплатил огромную стоимость – очевидно, по меркам своей жизни. Их путь был сложен, а заслуга за деяния не всегда равнозначна затраченным усилиям. Бессильные мира этого, время от времени наделенные властью, но почаще – герои-однодневки. И все, что остается после, – набор жадных фактов в энциклопедии да споры временами о значимости их личности. Но на страничках «Сэндмена» их империи еще не пали, а означает, стоит гнать гнусные мысли о «покраске стен».

«The sandman. песочный человек». часть Два – рецензия

Во 2-ой цикл – «Схождение» – вошли новеллы «Охота», «Зыбкие места» и «Парламент грачей». Тут действия происходят на скрещении миров и времен. Это место, где даже самые неописуемые истории становятся бывальшиной. И Каин вновь уничтожит Авеля, путешественник заглянет на огонек Бабы-Яги, а Марко Поло встретит в пустыне Канатчиков Луг. Это владения Сна. В их все – правда, но ничто не поистине. И веровать этим рассказам – все равно что веровать сказкам. И, на самом деле, эти рассказы и есть сказки, но взрослые, местами сумрачные. После таких вы навряд ли заснете. Но зато это наверное развлечет. А сон… Вы и так находитесь в его Королевстве. Для чего еще раз касаться действительности? Как пела когда-то Магдалена у Ллойда Вебера: «Засыпай, засыпай, и о следующем дне не гадай».

Домом в череде историй идет спецвыпуск – «Орфей». По факту, пред нами графический вариант синтеза «Георгик» Вергилия и «Метаморфоз» Овидия с учетом мифологии Нескончаемых. Сам Гейман был очень недоволен собственной работой, так как финишный вариант был очень далек от начальной задумки. Но читатель часто заносит корректировки в авторские планы. Утомившись от неизменных поправок («Вы желали сказать Морфей?»), создатель решил сохранить необычную сюжетную канву и отрешиться от джазовых импровизаций на древнегреческое предание. В итоге и без того трагическая судьба Орфея заполнилась дополнительными драматическими нотками. К боли от утраты возлюбленной дамы, к кошмару погибели от рук бешеных вакханок (тут Гейман с особенным смакованием выписывает сцены насилия) добавилось щемящее чувство тоски от прохладного прощания с папой. Нрав Морфея никогда не был обычным, но его смятое прощание с отпрыском принуждает пересмотреть все прошлые истории о Властелину Снов. Очень уж специфичными кажутся понятия о справедливости Песочного человека.

«The sandman. песочный человек». часть Два – рецензия

Пожалуй «Притчи и отражения» – наилучшее, что есть в серии «Sandman». Книжка лишена перегруженной вычурности «У конца миров». В ней нет игр с формами, а структура ординарна и мила для восприятия. При всем этом истории носят фирменный геймановский стиль. Они полны драматизма, но способны вызвать время от времени ухмылку. В их много беспощадности, но она очень органично соседствует с волшебством. Сюжеты «Притч» частично знакомы, но помогают заного раскрыть Нескончаемых, а главное – Морфея, показать их конфликты и назначение. И если заполнять полку 10 томами вам очень затратно и мучительно, смело берите 6-ой том. Он, без преувеличения, великолепен.

«The sandman. песочный человек». часть Два – рецензия

***
Книжки с четвертой по шестую становятся началом конца во вселенной Нескончаемых. Да, это только половина пути, но раскаты грома уже слышны. Все приметы указывают на скорое падение величавых сущностей, но они стараются делать вид, что все идет своим чередом. Они очень длительно существовали, чтоб такая мелочь как закат величавых сил и эпох вызвала в их хотя бы мельчайший энтузиазм. Вдумчивое созерцание (пусть и заполненное фирменной беспощадностью) приходит на замену поискам и скитаниям. Темп повествования замедляется, увязнув в философских измышлениях и кросскультурных аллюзиях. И если вы не готовы к схожему повороту – лучше поставить точку на 6-ой книжке. Пробраться до конца через все хитросплетения мифологий сумеют не все.

Опросы

Самая ожидаемая книга от "Азбуки"

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...