Потерянный «золотой век» российского комикса
ВНИМАНИЕ!
Публикуется без сокращений и правок (в т.ч. — орфографических). Политические и идейные взоры создателя могут не совпадать с позицией редакции.
В Одна тыща девятьсот семнадцать Наша родина, пропустив смертельные удары, пала, власть захватили тоталитарные сектанты и международные террористы. Люди из страны разошлись во все стороны, от Уругвая до Мадагаскара, будто бы актеры с отмененной театральной постановки, к которой они готовились всю жизнь. Актеры были для собственных ролей рождены, потому продолжали по мере способностей свою роль, которая была прервана в 17-ом году, в зарубежье.
Так юное Царство Югославия оказалось в авангарде зарождающейся поп-культуры сразу с Францией, Бельгией и Италией, благодаря русским эмигрантам, осевшим в Белграде и за маленький период создавших большущее огромное количество комиксов и графических романов.
История о их деятельности очень малоизвестна. И мое знакомство с ней оказалось случайностью.
В одном из текстов про Маяковского, Дмитрий Галковский расположил вот эту иллюстрацию:

и пожаловался, дескать, вот был таковой неплохой живописец Константин Кузнецов, а про него даже статьи в википедии нету. На данный момент статья уже издавна есть, а с Кузнецова началось мое знакомство с русскими живописцами комиксов царства Югославия. Начну и на данный момент перечисление с него, на базе имеющейся инфы в сети и главное, работ Иры Антанасиевич, филолога, которая практикуется по творчеству живописцев комикса в Югославии 30–40-х годов:
1. Константин Константинович Кузнецов, родился в Санкт-Петербурге, в одном поколении с Булгаковым и Маяковским. Рос в семье директора гимназии, когда вырос пошел на фронт первой мировой войны. После Одна тыща девятьсот семнадцать тяжело пережил погибель отца, есть версия что его уничтожили просто воры, а не прямо большевики, но беря во внимание последующую ярою непримиримость Кузнецова с большевизией, парой доходившую до крайностей, более возможно 2-ое. Он уезжает на юг и вступает в Добровольную армию, с частями которой был эвакуирован в Белград.
Здесь необходимо сказать, что юное царство Югославия было особенным местом для российских эмигрантов. Эта правоверная монархия, с комплиментарным русским, славянским популяцией и теплым климатом, давала надежду на убежище, где древняя Наша родина сохранится до наилучших времен. Таковой российский Тайвань.
Надежды эти до поры до времени оправдывались, в 30-е в Белграде было около Триста 000 населения, из их 30 000 было русскими эмигрантами, которые очень стремительно заняли передовые позиции в культуре, науке, медицине и преподавании царства.
Кузнецов практически сходу выучился на курсах рисования в городке Панчево, но к комиксам приступил исключительно в 1937-ом, когда в Белграде начался бум этого нового вида искусства. До начала войны Кузнецов нарисовал для журнальчика “Мика Миш” около 26-ти комиксов, не считая того отдельные его работы издателем Александром Ивковичем были изданы на французском языке во Франции.
2-ая глобальная война обнуляет мир российских эмигрантов опять, сейчас в Югославии. В годы войны Кузнецов сотрудничает с германской армией и русским корпусом, отрисовывают плакаты и карикатуры военной пропаганды, также продолжает отрисовывать отдельные комиксы, а именно про англо-советский нрав переворота в Белграде в 1941.
Боясь коммунистов, которые к тому времени уже казнили несколько живописцев, Кузнецов эмигрирует поначалу в Вену, а позже в Мюнхен, оттуда в 1950-ом в США. Кузнецов до конца жизни занимался рисованием иллюстраций, плакатов, открыток, но к комиксам больше не ворачивался. Кузнецов погиб 1980-ом году в Лос-Анджелесе, мало не дожив до 85-ого денька рождения.




2. Сергей Соловьев, 1901-ого года рождения, родом был из Курска. Попал в Белград в составе армии Врангеля.
Комиксы для Соловьева были большой страстью, которые он отрисовывал до конца жизни, в Италии, куда он уехал после 2-ой мировой и погиб в 1975-ом, остались не законченные работы, а именно на базе битвы на Курской дуге.Все его работы отличаются соответствующим уверенным и роскошным стилем. В Югославии нарисовал около 24-х работ. Посреди которых, к примеру, “Казаки”, по мотивам “Тихого Дона”, работа вышла в 1938-ом, через 6 лет после выхода романа.



3. Юрий Павлович Лобачёв, родился в семье российского консула в Османской империи, провел все детство на фоне балканских войн и после недолгого проживания в Петербурге возвратился на Балканы в 1920-ом. Лобачев пионер российского комикса, в 1935-ом вкупе с литератором Вадимом Курганским нарисовал первую работу, комикс “Кровавое наследство”, в стиле фаворитных тогда hardboiled романов. Нарисовав огромное количество работ, после войны Лобачев получил русское гражданство и переехал в Ленинград, где ему издавать буржуазные непотребства естественно не давали, но связи с белградскими издательствами он сохранял, там даже на данный момент есть школа начинающих живописцев его имени.Прожив долгую жизнь Лобачев погиб уже в Санкт-Петербурге, в 2002-ом.



4. Иван Иванович Шеншин, живописец из Пензы, очень профессиональный, любивший экспериментировать с композициями и сюжетами. Отрисовывал комиксы про старика Хоттабыча, где Волька скаут, а не пионер, про приключения Швейка в Белграде, про Маньчжурию, освоение Кавказа и почти все другое.
Шеншин был убит в 1944-ом, коммунистами, за работу в германском пропагандистском издательстве в годы войны.



5. Алексей Борисович Ранхнер, ровесник Шеншина, родился в Одессе. Совместно с Шеншином поделил и судьбу, умер во время войны, предположительно убит за сотрудничество с правительством Недича.
Отрисовывал много работ на литературной базе. Посреди их “Капитанская дочка” и “Станционный смотритель” Пушкина, “Ревизор” Гоголя, “Граф Монте Кристо” Дюма, “Девид Коперфильд” Диккенса и другие.



6. Николай Павлович Навоев, родился в Санкт-Петербурге, в семье штабс-капитана Павла Навоева, художника и военного репортера в ставке Николая II. Отрисовывал Навоев комиксы с 1935-ого года, но будучи очень юным учился в процессе, пройдя огромную эволюцию от первых работ по мотивам приключений Остапа Бендера до “Тараса Бульбы”. Создатель первого опыта в жанре супергероики в Югославии. Серия комиксов про супергероя Зигомара была изготовлена по подобию историй про Фантома, очень пользующейся популярностью в то время. Недолго думая Навоев вкупе с писателем Бранко Вадичем делает кроссовер “Зигомар против Фантома”, где они высмеиваю костюмчики друг дружку всю дорогу.
Прожив всего 20 семь лет Навоев погиб от туберкулеза, так и не окончив несколько собственных работ.



7. Владимир Иванович Жедринский, родом был из Москвы. По основной профессии он был художником-постановщиком, обучался в Петербурге и Киеве. Оказавшись в Югославии он работал поначалу в белградском государственном театре, а позже в загребском и люблянском государственном театре. В 50-е много работает в театрах Касабланки, Ниццы, Льежа, Монсе и Нанта. Но не считая всего этого, в Белграде он успел нарисовать необыкновенный комикс, по поэме “Руслан и Людмила”.


8. Всеволод Константинович Гулевич, родился в Варшаве, где в то время стоял 63-ий пехотный Углицкий полк, в каком служил в то время его отец.
До 2-ой мировой войны Гулевич был художником портретов. Он написал огромное количество портретов исторических военных и политических деятелей Сербии.
Комиксы же Гулевич стал отрисовывать исключительно в период коллаборационистского с германцами правительства Недича. В этом ему помогал Константин Кузнецов. Нарисовав всего несколько работ, посреди которых “Небелунги”, вестрн “Холмы пламени” и “Меч судьбы” про средневековую историю Сербии.
В 1944-ом Гулевич покинул Югославию и уехал в New-york, где и был похоронен в 1964-ом на православном кладбище Ново-Дивеево.


9. Николай Иванович Тищенко, родился в городе, который на данный момент находится на деньке Каховского водохранилища. В 1920-ом, в составе Крымского кадетского корпуса был эвакуирован в Югославию.
Специализировался на карикатуре, работал иллюстратором для сатирических журналов “Бух!” и “Стриженный ёж”. Начав отрисовывать комиксы так же сначала отрисовывал пародии на пользующиеся популярностью тогда серии, но позднее стал отрисовывать и поболее суровые работы, на базе югославского эпоса.
С началом войны Тищенко перебрался в Берлин, откуда в 50-е переехал в Бразилию, где продолжил отрисовывать карикатуры.
Тищенко погиб сначала 1990-х в городе Сальвадор-Байя, где и похоронен.
География судеб российских эмигрантов естественно не не станет поражать.



Отдельного упоминания стоит Александр Ефимович Ивкович. Наикрупнейший издатель комиксов в царстве, родом из Одессы, чья реальная фамилия неведома. В 30-е он стал обладателем фотоцинкографии “Рус”. За четыре месяца Одна тыща девятьсот 30 6 года Ивкович открывает и начинает выпускать несколько журналов комиксов: «Забавник», «Робинзон», «Маленький забавник Микки-Маус», «Маленькая библиотека Микки-Мауса», сначала Одна тыща девятьсот 30 семь года открывает «Веселый забавник», а в марте Одна тыща девятьсот 30 восемь года возникает очередное издание — журнал «Тарцан». Общий тираж составлял до Триста тыщ экземпляров в неделю. У Ивковича издавалось большая часть работ российских живописцев комикса. Не считая Югославских создателей, Ивкович издавал у себя пользующиеся популярностью южноамериканские серии Диснея, а так же Prince Valiant, Phantom, Mandrake the Magician и др. Ивкович интенсивно использовал различные рекламные приемы для рекламы собственных изданий, проводил опросы популярности серий посреди читателей чтоб узнать что продолжать, а какой комикс стоит окончить.
Очень скоро Ивкович начал экспансию, стал издавать югославские комиксы во Франции и Бельгии, для этого он открыл с бельгийцем Лустигом издательство “ Universum Press”.

Любопытно то, что при обзоре работ “золотого века” можно выделить канон, традицию, какими графические истории должны быть в Рф:
Комиксы в Рф необходимо именовать стрипами. Конкретно так они назывались посреди российских живописцев в 30-е. Слово “комикс” же пришло в 40-е, из “абличительной” статьи Чуковского.
2. Настоящие работы корректнее именовать романами, просто, без слова графический и т. п.
3. Лучше в ч/б. Стрип это вообщем разновидность литературы, в российской традиции тем паче, и их создание, как и литературы, должно быть может быть с минимум инструментов и средств, где угодно и хоть в концентрационном лагере (что и было в годы войны).
4. Квадратные рамки текста. Округленные пузыри подходят только латинице, для кириллицы необходимы осторожные ломаные полосы и прямые углы, или по способности вообщем без рамок, стараться просто вписать текст в композицию.
5. Крепкая литературная база стрипов не неотклонима, но в Рф желательна, сильными сторонами нашей культуры необходимо воспользоваться.
Итак, что мы имеем. В остаточной мере Наша родина осталась естественно и после 1917, в СССР, где личное предпринимательство было стопроцентно упразднено и российское офицерство было совсем уничтожено в конце 20-х, и за рубежом, где до конца 2-ой мировой войны сохранялись массовые структуры и общества. А история и труды российских живописцев в 30–40-е делает воспоминание что русский период не является неодолимой пропастью. Нарастающий энтузиазм к исторической Рф в наши деньки, дает образ где плоть времени, прошедшего и грядущего, тянутся друг к другу, стремясь затянуть шрам на теле истории.
Эрик Казаков
Оригинал статьи, текст публикуется с разрешения создателя.
От редакции: Более тщательно ознакомиться с серией статей академика Иры Антанасиевич можно тут.
Поглядеть документальный кинофильм «Юрий Лобачёв. Отец российского комикса» — здесь.