Рекомендуем

Новости
  • Boomновости №1’9 (2018)
    Boomновости №1’9 (2018)

    А вот и наша 1-ая сентябрьская выборка новостей русской комикс-индустрии. Начало шквала анонсов к дальнейшему Далее →

  • Earth x graphitti designs limited signature edition
    Earth x graphitti designs limited signature edition

    Продолжаю говорить о серии коллекционных изданий от Graphitti Designs. В прошедший раз, напомню, мы познакомились с расчудесным Далее →

  • Pictures that tick vol. Два limited/signed
    Pictures that tick vol. Два limited/signed

    Даже не помню, как я в первый раз познакомился с творчеством Дэйва Маккина. Может быть, Далее →

  • Tale of sand box set
    Tale of sand box set

    В сей раз шелфпорн у нас совсем нетипичный. Это не редчайшее издание, тут нет автографа Далее →

  • Absolute danger girl
    Absolute danger girl

    Пока я жду несколько ценных посылок, продолжу говорить про линейку «абсолютов» от DC. В прошедший Далее →

«Лига выдающихся джентльменов. том 1-3» – рецензия

Литературные кроссоверы вещь не то чтоб очень новенькая и уникальная. По последней мере, при разговоре на схожую тему память практически сходу выискивает пару крепких представителей этого жанра. К примеру, «Ночь в тоскливом октябре» Роджера Желязны. Основной особенностью схожих коктейлей является их завышенная легкость. Развлечение на пару вечеров. Чтиво, вызывающее ухмылку от встречи с возлюбленными персонажами, которые знакомы с юношества. Их истории рассказаны сотки раз, поступки рассмотрены под всеми вероятными углами, а биографии впору хранить в Интернациональной палате мер и весов. О какой глубине тут может идти речь?

Навряд ли Мур с самого начала задумывал «Лигу выдающихся джентльменов» («ЛВД») как монументальное полотно, обхватывающее плеяду культурологических пластов в длительном периоде. 1-ая концепция представляла собой незамудреные (со скидкой на авторскую стилистику) похождения Лиги Справедливости во времена Викторианской Великобритании. Что бы из этого вышло, вы сможете выяснить, перечитав Геймана и его «1602». Да, временной просвет другой и за базу взяты персонажи фирмы-конкурента, но общее воспоминание составить можно. Другое дело, что работать в данных (читай «навязанных») рамках Мур не любит в принципе. В итоге за базу были взяты самые растиражированные романы девятнадцатого века. Благо заморочки с правами автора за давностью лет сошли фактически на нет. Зато персонажей с самыми умопомрачительными возможностями навалом. Да к тому же еще раз на предысторию расшаркиваться не надо. Одним словом – сплошные плюсы.

«Лига выдающихся джентльменов. том 1-3» – рецензия

В итоге в Одна тыща девятьсот девяносто девять году мир сумел видеть рождение новейшей команды. Персонажи Дойла, Верна, Стокера, Уэллса слились под проницательным управлением спецслужб Ее Величества, чтобы дать отпор хоть каким силам, решившим посягнуть на английскую землю. Обыкновенно, в схожих случаях, каждый герой наделен ворохом разнокалиберных комплексов, наотрез отрешается уживаться на одном пятачке с для себя схожими, и вообщем не лицезреет возлюбленную родину в 10-ке главных ценностей. Но общая угроза как ничто другое заряжает командным духом. При всем этом все действо сопровождается радостным улюлюканьем, балаганными ужимками и цветастыми афишами. Поставив впереди себя цель – написать пародию на приключенческие романы, читаемые в главном мальчишками, Мур с завидной изобретательностью тащит в свою историю всё, что плохо лежит. Рейхенбахский водопад, убийство женщин, не обремененных тяжестью поведения, опиумокурильни, до отказа забитые головорезами, потаенный план по захвату мира. Эта смесь сдобрена таким множеством сарказма, что даже финишная панель с приземляющимися марсианскими цилиндрами кажется быстрее шуточкой, чем реальной опасностью. И поставь Мур в данном месте точку, «ЛВД» так и осталась бы в истории едкой сатирой однодневкой, где рука об руку бьются Мина Мюррей, Эдвард Хайд, Немо и Аллан Квотермейн. Свою порцию любви она бы, непременно, получила, но для создателя этого было очень не достаточно.

В нашествии марсиан не было ничего забавного. Ветреная комедия с очень пуританским рейтингом (тут даже гнезда разврата дышали целомудрием) внезапно мутирует во взрослую драму, пронизанную безгласной горечью. Пестрые лоскутки первого тома выгорают под пламенными лучами внеземных захватчиков. Десяток историй слипается в единый ком. Уэллс, Уэллс, Уэллс. «Человек-невидимка», «Остров доктора Моро» и, конечно, «Война миров». Кажется, для полного отчаяния роял-флэша не хватает только «Машины времени» (Путник возникает в дополнительных материалах к первому тому, ну да кто их читает, эти допы?). Да и без нее картина вырисовывается более чем темной. «Наутилус» вязнет в густой растительности. Марсианские треноги выжигают всё на собственном пути. Неважно какая попытка дать отпор заблаговременно обречена на провал. Просто очередной конец света.

«Лига выдающихся джентльменов. том 1-3» – рецензия

Мир обречен. В такие минутки уже нет сил на пафосный героизм. «Мы плохо кончим все, какая разница с кем». Забыться в чужих объятиях, разбить кулаки в кровь о тела пришлых паразитов, восстать, вооружиться, одолеть, иль умереть, заснуть, забыться? Оголенная плоть не дразнит. Руки утомилось заломлены. От близости Мины Мюррей и Аллана Квотермейна становится практически на физическом уровне больно. И в этом безрассудном горящем мире только чудовища способны сохранить крупицу здравого смысла. И за животной сутью Хайда все еще можно рассмотреть человеческое лицо. Нет, не Джекила. Джекил издавна мертв. Но беспощадные времена обычно требуют ожесточенных средств. Спасая млрд, убиваем тыщи. Кто согласится на схожий размен? Финал схватки известен заблаговременно, вот только Мур немного исправляет историю Уэллса. И эти правки звучат куда убедительнее, ежели вымирание от инфлюэнцы.

К третьему тому постмодерн Мура начинает ощутимо крепнуть. Не достаточно того, что начало «Столетия» (конкретно под таким заглавием был выпущен сборник, включающий в себя 1910, Одна тыща девятьсот шестьдесят девять и Две тыщи девять года) ознаменовалось полным ребрендингом персонажей, так к тому же общий уровень приключенческой беллетристики приметно свалился. Пользующиеся популярностью герои обзавелись хозяевами, и куда ни плюнь, непременно найдется если не сам создатель, то уж точно рачительный родственник, ревниво охраняющий наследство именитого пращура. Что остается в таком случае? Играть не по правилам. Можно до хрипоты спорить о художественной ценности литературных эскапад Мура, но пропускать их нельзя. Алан сознательно поднимает планку вхождения на очень вероятный уровень. Если действия первого тома можно обрисовать одной картинкой с обложки, то для «Столетия» требуется внимательное исследование дополнительных материалов тома за номером два. По другому рискуете заплутаться в 3-х соснах.

«Лига выдающихся джентльменов. том 1-3» – рецензия

Концепция мономира, зияющая темной жемчужиной во 2-м томе, отдала трещинку. «Столетие» – это вновь сборная солянка, сейчас из мюзиклов, элэсдешных трипов и предсказаний о приходе Антихриста. При всем этом ему удается сохранить мрачность марсианских войн. Обреченность вытесняется опустошенностью. От бессмертия совсем не сложно утомиться. Одиночество же труднее, чем кажется. И пронося через века любовь и дружбу, герои явственно понимают свою бесполезность. Сверхзадача всего только лаконичный миг на временной оси. И может все таки проще заснуть в Армагеддоне, чем цепляться за сиюминутные подвиги? Когда нечего терять, нет особенного смысла и жить. Вот только бегство от себя никогда не вело к выходу. Кому-то получится с этим смириться, кому-то – нет.

Формируя Лигу, Мур показал значительную изобретательность. Для начала он отказался от сверхсущностей, которые могли бы внести суровый дисбаланс в повествование. Потому один узнаваемый сыщик возникает на страничках комикса только во флэшбеках. По другому вся интрига первого тома разрешилась бы на первой (ну отлично, от силы на пятой) страничке. По этим же суждениям в Лиге отсутствует и граф Дракула. Очевидно, все эти отсутствия можно списать на временные разрывы. Дескать, пропали без вести, были побеждены, пали жертвами событий. Но неких персонажей возвратили же с того света. К примеру, Аллан Квотермейн и Хоули Гриффин на начало первого тома были официально мертвы. Что не воспрепядствовало им причинять пользу и приносить добро под проницательным управлением Мины Мюррей, в замужестве Харкер.

«Лига выдающихся джентльменов. том 1-3» – рецензия

Естественно, при таком богатстве персонажей развивать их нравы в рамках одной серии, ограниченной пятью-шестью выпусками, дело не самое обычное. И, похоже, сначала Мур не особо ставил впереди себя подобные цели. Проповедуя главный принцип тренера покемонов «Всех их вкупе соберем», Мур попробовал по максимуму варьировать героев, сохраняя при всем этом их относительную полезность для команды в целом. Потому при первом знакомстве с Лигой пред нами стают быстрее образы-функции. Стрелок, крушила, техник, шпион, управляющий группы. Каждый огрызается, по-своему недолюбливает окружающих, но свою роль исполняет довольно аккуратненько. Появился на сцене, выдал красивый монолог, сделал пару действий и вспять в сундук к остальным куклам Ее Величества. Картонные декорации, картонные герои, картонные чувства. Занавес?

Живешь только два раза, рождаясь на свет и смотря в лицо погибели (спасибо, государь Флеминг, Мур и вам отыщет местечко в собственной истории). По-настоящему ощущать герои начинают только в минутки Апокалипсиса. И тут уже писатель дает волю собственной фантазии. Он отрисовывают героев такими, какими лицезреет их сам. Макеты Верна, Стивенсона, Уэллса все еще считываются, но читатель все явственней чувствует проявление чего-то большего. Как будто проявляется дагерротип. Образы-функции преобразуются в маски. А их принято сбрасывать, когда Часы Судного Денька лупят полночь. Кто-то выливает в этот мир всю гнилость, что накопилась за долгие месяцы угнетения гнева. Кто-то сломя голову мчится обосновать, что любовь в этом мире означает хоть что-то. Кто-то пробует спастись бегством. Не из ужаса, нет. Просто бег стал неотъемлемой частью его жизни.

«Лига выдающихся джентльменов. том 1-3» – рецензия

После опустошающей исповеди второго тома «ЛВД» уже нереально принимать как пустяковую забаву. Красивая точка поставлена, герои выполнили свое дело. Великобритания может спать расслабленно. Лига существует де-факто, без охоты подчиняясь Мине. Вобщем, и от Лиги-то на самом деле к началу «Столетия» ничего не остается. Бритвой Оккама Мур отсекает все, что не способна переварить вечность. Мина обзаводится бессмертным спутником/спутницей Орландо, а в качестве хахаля выступает отпрыск Квотермейна. Отпрыск? Тут происходят самые смешные метаморфозы. Путной ежедневник Мины докладывает о погибели Аллана. В досье же агента Мюррей возникает черта «распущенная». Но это все ересь. Топорная, грубая, и даже не очень правдоподобная. Но нередко ли для вас лгут персонажи? Действительность, и без того зыбучая, совсем размывает границы. В хоть какой момент факты могут выкрутить навыворот. Абсолютных истин не остается. Ну и что взять за абсолют, если главный бессмертный этой истории меняет гендерную принадлежность каждые N лет?

Фактически «Столетие» уничтожает Лигу. Остаются только бессмертные, несущие тяжкое бремя собственного одиночества. «Года летят, миры летят, пустая Вселенная глядит в нас мраком глаз». И охота за Антихристом не заносит сколько-либо приметного оживления в нескончаемую суету жизни. Мимо проплывают свингующие шестидесятые. Наркотики, секс, оккультизм искрится колоритными переливами. Но это все наносное. И река времени смоет эти песчинки, как и все до их. Предельный уровень достигнут. Наши герои все еще пешки в чьей-то игре, но движение происходит быстрее по инерции. Что может быть проще вечности? Что может быть банальнее бессмертия?

«Лига выдающихся джентльменов. том 1-3» – рецензия

Алан Мур на пару с Кевином О’Нилом затеяли потрясающую игру. «ЛВД» пропитана насквозь кросскультурными отсылками и цитатами. Большая часть из их лежат на поверхности и довольно ординарны для восприятия. Но есть и такие, над которыми необходимо будет поломать голову. И если реклама нового проекта Бэзила Холлуорда «Великие портреты по точкам» из первого тома смешит вас только по части подбора красок, смело пропускайте оставшиеся тома. Поэтому как эта отсылка одна из простых. А далее придется напрягать внимание, чтоб в массе британцев рассмотреть еще одну инкарнацию Доктора Кто (куда уж без него) либо же рассмотреть метафоры о борьбе традиционной детской литературы с современными блокбастерами. Многие же отсылки имеют двойное, а то и тройное дно. Вот и поди угадай, являются ли отсылки к «Трехгрошовой опере» Брехта прямыми, либо же Мур занялся самоцитированием и делает кивок в сторону истории «Черной шхуны». Поэтому как по ту сторону окна в это мгновение говорят о будущем Армагеддоне, а по подворотням рыщет Джек Потрошитель (да-да, отсылка к двум культовым графическим романам за авторством такого же Мура).

Набросок О’Нила принято обычно ругать. Облегченная карикатурность и по правде может оттолкнуть, но тут как с анимацией Билла Плимптона, в некий момент начинаешь его безрассудно обожать. И неважно какая попытка очеловечить набросок воспринимается как сущее святотатство. При этом апогей графической составляющей приходится на «1969». ЛСД-трипы взрываются неописуемыми цветовыми пятнами под еще одну рок-балладу. Картина то цитирует «Мечтателей» Бертолуччи, то «Blow-up» Антониони. А может, ассоциативный ряд складывается вопреки начальной задумке. И О’Нил с Муром просто выводят эпизоды из собственной бурной юности с ее сопутствующими безумствами, которая как раз и выпадала на шестидесятые. Очень уж назойливы тут увлечения оккультизмом, сексом и экспериментальными антидепрессантами. И эта эра выведена с большей любовью, ежели бездуховный Две тыщи девять год. Где из развлечений – только рождение Антихриста, чье имя итак все знают (фактически, это уже довольно прозрачная подсказка).

«Лига выдающихся джентльменов. том 1-3» – рецензия

Кроме комиксов Мур усилено экспериментирует и с литературой (еще одна отсылка к «Хранителям»). И вот тут все не так совершенно точно. Все эти пробы стилизаций смотрятся лишне тяжеловесно. Перечитайте неадаптированный для младшего дошкольного возраста хоть какой роман Уэллса либо Верна, тогда и поймете, о чем речь идет. Слог перегружен, сюжет, невзирая на динамику, топчется на месте. Плюсом он неописуемо требователен к литературному багажу читателя. И если повесть «Аллан и прорванная завеса» довольно миролюбива к читателю, то дневниковые заметки Путника содержат в себе широкий перечень к чтению. При этом переплетено все это так плотно, что уже не понимаешь, где идет цитата из еще одного романа, а где всего только игра Мура. При всем этом эти заметки являются ключом для осознания не только лишь третьего тома. В их вшита значительная толика истории прошлых Лиг. И если вы не смогли распознать Просперо, Ариэля и Калибана в «2009» – скорей всего, вы пропустили важную часть истории. Оправдан ли таковой подход – частично. В итоге от нескончаемого пережевывания узнаваемых фактов в комиксах начинаешь уставать. С другой стороны – издатель мог бы и снабдить свои книжки хотя бы короткими примечаниями, а не ограничиваться жадным переводом марсианской речи (еще одна фирменная джентльменская шутка – выдать диалог объемом 5 страничек на незнакомом наречии). Мур не любит расторопного читателя, и нам приходится с этим смириться.

Не так давно Алан Мур и Кевин О’Нил приступили к четвертому тому «Лиги», пообещав, что после чего уже совсем упрячут перья и ручки в стол. История, в конце концов, получит финишную сцену, без мельчайших недомолвок о вероятном будущем для собственных персонажей. Игра, начатая в 1999-м, перебегает в свою финишную фазу. За 10 лет «Лига» смогла вырасти рамки ветреного памфлета, превратившись в типичный портрет современному обществу. Тут много драматичности и четкой критики общества. И, кажется, сейчас «Лига» по праву может занять причитающееся ей место посреди «Хранителей» и «Вендетты» – культовых по дефлоту романов. Нам же остается ожидать, когда АСТ выпустит недостающее «Черное досье» и спин-офф о капитане Немо. Раз уж назвались полным изданием.

«Лига выдающихся джентльменов. том 1-3» – рецензия

Опросы

Самая ожидаемая книга от "Азбуки"

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...