Рекомендуем

Новости
  • Boomновости №1’9 (2018)
    Boomновости №1’9 (2018)

    А вот и наша 1-ая сентябрьская выборка новостей русской комикс-индустрии. Начало шквала анонсов к дальнейшему Далее →

  • Earth x graphitti designs limited signature edition
    Earth x graphitti designs limited signature edition

    Продолжаю говорить о серии коллекционных изданий от Graphitti Designs. В прошедший раз, напомню, мы познакомились с расчудесным Далее →

  • Pictures that tick vol. Два limited/signed
    Pictures that tick vol. Два limited/signed

    Даже не помню, как я в первый раз познакомился с творчеством Дэйва Маккина. Может быть, Далее →

  • Tale of sand box set
    Tale of sand box set

    В сей раз шелфпорн у нас совсем нетипичный. Это не редчайшее издание, тут нет автографа Далее →

  • Absolute danger girl
    Absolute danger girl

    Пока я жду несколько ценных посылок, продолжу говорить про линейку «абсолютов» от DC. В прошедший Далее →

Что издателю отлично, то комиксисту плохо. взор изнутри

Что издателю хорошо, то комиксисту плохо. взгляд изнутри  комикстрейд

Комикстрейд ворачивается из летней спячки! Специально для нашего веб-сайта Андрей Гуменюк, совладелец украинского магазина ideo-grafika, прикинул, кому может быть прибыльно издание авторских комиксов. А сценарист Владимир Максимушкин эту статью отредактировал.

Кто-либо считал, сколько всего сейчас выпускается комиксов на российском языке и сколько из их — произведения российских создателей? Я не считал, но что-то мне дает подсказку, что процент последних очень небольшой. Нет, таким началом я не желаю подвести читателя к вопросу о существовании комикс-индустрии на постсоветском пространстве. На данную тему сказано уже много и без меня. Заместо этого я просто решил выяснить, на что уходят средства издателей и прибыльно ли хоть кому-нибудь издание авторских комиксов.

ТРИ ДОРОГИ ИЗДАТЕЛЯ

У издателя комиксов, не настолько не мало вариантов для работы. Главных всего 3. Назовём их последующим образом:

  1. Лицензия — издатель покупает лицензию на издание комикса у другого издателя.
  2. Готовый комикс — издатель печатает готовый комикс, сделанный создателем своими силами.
  3. Комикс на заказ — издатель платит создателю за создание комикса.

Для начала выясним, чем эти процессы отличаются меж собой.

Лицензия Готовый комикс Комикс на заказ Приобретение комикса + +/– + Локализация и подготовка к печати Перевод + Ретушь + Редактура + + + Леттеринг + +/– Верстка + + + Печать + + + Реклама + + + Продажа + + + Роялти + +/–

Видите ли, различий не так и много, но объем выполняемой издательством работы, в каждом из пт — различный. Хотя пока непонятно, почему издатели предпочитают печатать лицензии, а не издавать авторские комиксы. Так что разглядим каждый пункт таблицы более внимательно.

ПОКУПКА КОМИКСА 

Во всех случаях издательству необходимо брать комикс, правда за этим кроются очень различные процессы как по трудозатратам, так и по цены.

  • Лицензия

Издательство покупает права на издание комикса у другого издательства и выплачивает ему роялти (валютное вознаграждение, процент от продаж, либо же фиксированную сумму с каждого проданного экземпляра). Таковой контракт содержит в себе огромное количество деталей. К примеру, на какой комикс либо пакет комиксов приобретаются права, характеристики книжек, какой ожидается тираж, сроки выхода комикса, срок деяния лицензии, розничная и оптовая цена издания и т.д.. От оптовой цены издания зависит, каковы будут размеры роялти, которые необходимо будет выплатить от реализации каждого экземпляра изданного комикса.

Другими словами вы должны осознавать, что издательство, которое реализует права на издание (лицензию), желает знать все до мелких деталей. Для чего? До боли просто: они желают заработать, как следует, им необходимо знать что и как будет продаваться. Также большая часть издательств стараются держать высочайший уровень забугорных изданий собственных комиксов.

Чтоб приобрести права на комикс, издательство должно быть готовым выложить за материалы от $500. Если же гласить о дополнительных материалах, чтоб сделать книжку более эксклюзивной для читателей, то их необходимо получать раздельно.

  • Готовый комикс

Издательство печатает комикс, который уже был сотворен ранее. Обычно, создатели без помощи других обращаются к издателю, хотя вероятен и оборотный вариант, когда издатель обращается к создателю с предложением о публикации.

Сотрудничество в таких случаях бывает различным, но в большинстве случаев издатель платит создателю только роялти. Некие создатели в таких случаях даже не подписывают контракт с издателем, а руководствуются только устным соглашением. Хотя лучше контракт все таки подписать. Обычно, создатель получает около 10% от розничной цены издания.

  • Комикс на заказ

Издательство заказывает комикс у создателя либо группы создателей и заключает соответственный контракт. Оплата может выполняться постранично либо одной суммой за весь проект. После выполнения заказа все права на комикс принадлежат, обычно, заказчику, т.е. издателю.

При заказе комикса издательство должно быть готовым платить создателю от $50 за страничку, но необходимо осознавать, что чем известнее создатель, чем выше качество рисунка и истории, тем выше будет его вознаграждение за работу. Как следует, цена странички будет очевидно не $50 и даже не $150.

ИТОГИ:

Лицензия Готовый комикс Комикс на заказ Процесс подписания контракта долгий и трудозатратный, он просит от издательства очень обмысленного и просчитанного плана печати издания. Также не следует забывать, что выбор лицензии важный пункт в покупке комикса, ведь от выбора зависят и реализации. Если издательство лицезреет потенциал в комиксе, который ему принес создатель, оно вносит средства в печать. В данном случае издательство делает малый объем работы, и комикс выходит из печати резвее, чем в 2-ух других случаях. Издательство должно быть готово в протяжении долгого периода платить создателю средства за создание комикса. Т.е. это длительный вклад в комикс, который совершенно не непременно принесет прибыль.

Сейчас оценим издержки издательства на приобретение комикса во всех Три случаях.

Издержки издательства на приобретение комикса

Что издателю хорошо, то комиксисту плохо. взгляд изнутри  комикстрейд

Как я отмечал ранее, цена лицензии — от $500. Чтоб оценить издержки издательства на работу создателя по созданию комикса я взял два варианта: комикс на 40 восемь страничек и на Шестьдесят четыре странички. Как лицезреем из графика, при заказе комикса у художника, издержки существенно выше чем при покупке лицензии. Когда создатели приносят уже готовый комикс, фактически всегда издательство обязуется выплачивать только роялти с продаж, поэтому в данном графике стоимость за готовый комикс равна нулю.

Видите ли, проще всего издателю выбирать вариант, когда уже есть готовый комикс. Не надо вести переговоры с издателями, подписывать договоры, не надо вкладывать средства в комикс, который будет создаваться долгое время (условно год, временные рамки могут быть продлены, ведь каждый живописец работает со собственной скоростью).

Но очень трудно отыскать уже готовый комикс, который бы был неплохим, и издатель был бы уверен, что издать его — прибыльно. Потому данный вариант пусть и самый прибыльный, но к огорчению, изредка бывает удачным. Не буду приводить примеры таких комиксов, думаю, каждый издатель сам знает свои плохие проекты.

ЛОКАЛИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА К ПЕЧАТИ

Продолжим рассматривать под микроскопом процесс подготовки комикса при трёх обозначенных подходах.

  • Лицензия

Купив лицензию, издательство дает материал переводчику. Это отбирает много времени (чем толще книжка и труднее текст, тем больше). Потом переведенный материал передают редактору, который вычитывает текст и заносит коррективы в перевод (сам, либо же посылает материал назад переводчику для корректировки). После того, как перевод утвердят, комикс посылают на ретушь (перерисовывают звуки, разные нарисованные надписи и т.д.). После выполнения этих работ комикс посылают на верстку. Обычно верстальщик также занимается леттерингом (хотя эту работу может делать и ретушер) и готовит издание к печати.

  • Готовый комикс и заказной

Для этих 2-ух вариантов данный шаг будет схожим. Со стороны издателя требуется работа редактора и корректора, чтоб по мере надобности поправить текст, вёрстка и предпечатная подготовка. Потому что комикс вначале создавался на российском языке, перевод не нужен, а означает, со стороны издателя не требуется прикладывать много усилий.

ИТОГИ:

Лицензия Готовый комикс / Комикс на заказ Самый долгий и трудозатратный процесс, где задействуется наибольшее количество служащих: переводчик, редактор, ретушер, верстальщик. Этот процесс не только лишь самый трудозатратный, да и вещественно накладный (дополнительные валютные издержки на оплату работы всех перечисленных выше участников процесса). Производится малый объем работы. Основная работа ложится на плечи редактора и верстальщика. Отсутствуют дополнительные издержки на ретушь комикса.

Объем работы при локализации лицензионного комикса очень большой и просит существенных вещественных издержек. Желаю отметить, что перед тем, как отдавать сверстанный комикс в печать, верстку необходимо выслать правообладателю на утверждение, а он в свою очередь, тоже может востребовать выполнить какую-то работу.

ПЕЧАТЬ

Здесь все очень просто. Есть стандартные форматы, и покупая лицензию либо заказывая комикс у создателя, издатель сходу должен осознавать какого формата будет комикс. Если при покупке лицензии, правообладатель лицензии часто верно показывает формат, то при заказе комикса издатель может избрать себе более удачный (либо дешевенький) вариант.

Для подсчетов я избрал самый ходовой формат (судя про продажам комиксшопов): 40 восемь и Шестьдесят четыре странички. Конкретно на такие объемы стоит, на мой взор, ориентироваться создателям. Нарисовать 40 восемь страничек либо 64, проще и резвее, чем 100 30 6 и поболее (ТПБ: «Дэдпул», «Ходячие мертвецы» и т.д.). Издателю, заказывающему комикс, это также прибыльнее — не так накладно.

Цена печати комикса не находится в зависимости от того, как он появился у издателя. Она находится в зависимости от материалов, которые будут использовать при печати, формата издания и конечно от тиража.

К примеру:

Формат 260×170 Кол-во страничек 48/64 Обложка мягенькая (4+4) Блок меловка (4+4) Тираж 1000/2000

Дальше приношу извинения на маленькие погрешности в диаграммах. Дело в том, что различные типографии давали расчеты для разной плотности бумаги, так что выводить средние цены мне пришлось исходя из таких данных. Значения специально не указываю, потому что не имею цели показать, сколько зарабатывают издатели, а только желаю показать определенные закономерности.

Цена печати тиража (1000/2000 экз.)

Что издателю хорошо, то комиксисту плохо. взгляд изнутри  комикстрейд

Хоть какой, кто хоть незначительно знаком с типографским делом, осознает, что чем больше тираж, тем ниже себестоимость 1-го экземпляра. Это мы и лицезреем на диаграмме. Разумеется, что печатать огромные тиражи прибыльнее, можно понизить отпускную стоимость за один экземпляр комикса, но появляется другая неувязка: а сумеет ли издательство реализовать тираж в Две тыщи экземпляров? А 3000?

РЕКЛАМА

Реклама, как понятно, движок торговли. Если издатель вправду желает реализовать комикс, без нее не обойтись.

  • Лицензия

Издавая лицензию, издатель полагается только на свой выбор. Хотя разумеется, что если издательство избрало известную серию про пользующегося популярностью у читателя персонажа, то реализации не принудят себя ожидать. Используя только бесплатную рекламу в соц сетях, издательство может реализовать фактически весь тираж.

Конечно, лучше роль в направленных на определенную тематику мероприятиях, проведение конкурсов для читателей и внедрение иных рекламных инструментов, но масштабной маркетинговой компании не требуется. А это очень большой плюс для издателя.

  • Готовый комикс и комикс на заказ

В обоих случаях издателю придется значительно потратиться на маркетинговую компанию проекта:

  • презентация проекта на направленных на определенную тематику мероприятиях;
  • автограф сессии создателей;
  • реклама в соц сетях и на направленных на определенную тематику ресурсах (не только лишь после выпуска комикса, да и в протяжении всего процесса работы над проектом);
  • договоренность с магазинами о сотрудничестве и продвижении проекта;
  • конкурсы для читателей;
  • предоставление бесплатных экземпляров для обзоров и почти все другое.

Одним словом, об издании необходимо звучно заявить, и только тогда комикс может рассчитывать на фуррор. В неприятном случае можно даже не надежды на огромные реализации.

Разница меж комиксом на заказ и готовым состоит в том, что у второго часто есть база фанатов, которая готова приобрести комикс в картонном виде, чтоб иметь его в коллекции, либо просто в качестве поддержки создателя.

ИТОГИ:

Наибольший объем работы и вещественных издержек требуется при издании заказанного либо готового комикса. Дело в том, что такие истории, вероятнее всего, неопознаны читателям и они с осторожностью отнесутся к покупке комикса, о котором ничего (либо сильно мало) знают. А если добавить к тому же тенденциозное отношение к российским создателям и завышенные требования читателей к ним, то без неплохой рекламы и большой аудитории фанатов реализовать авторские комиксы очень трудно.

ПРОДАЖА

Этот пункт один из самых увлекательных для меня. Я в определенной мере отношусь и к изданию комиксов, и к их продаже, потому постараюсь поведать о неких подводных камнях, которые встречают издатели при реализации тиража.

Как вы думаете, чего желает издатель, получивший готовый, пахнущий типографской краской тираж? Он желает его реализовать как можно резвее, затратив на это минимум сил.

Есть несколько вариантов.

Оптовая продажа Не оптовая продажа Смешанная продажа В данном случае у издателя меньше всего работы. Весь тираж он дает посреднику, который занимается рассылкой изданий по магазинам комиксов и книжным сетям. Издатель без помощи других реализует продукцию через собственные точки реализации (магазин комиксов, стенды на разных мероприятиях и т.д.). Самый пользующийся популярностью вариант реализации продукции, когда часть тиража реализуется через посредника, а часть через свою точку реализации (магазин комиксов, стенды на разных мероприятиях и т.д.).

Чтоб осознать, какой из вариантов лучше подходит издательству, я выстроил несколько диаграмм. По ним видно, как будет расти прибыль издательства, при каждом методе реализации продукции. Единственное, я не сумел правильно представить смешанные реализации, потому что очень трудно предсказать, какую часть тиража реализуют оптом, а какую часть на собственных точках.

Прибыль издательства при печати комикса 40 восемь страничек
(роялти вычтено, издержки на рекламу и локализацию — нет)

Что издателю хорошо, то комиксисту плохо. взгляд изнутри  комикстрейд

Видите ли, незапятнанные оптовые реализации прибыльны только, когда изд-во издает лицензию либо же печатает готовый комикс. При самостоятельной продаже прибыль в разы выше, но, как досадно бы это не звучало, этот вариант в чистом виде неосуществим. Все книжные издательства употребляют смешанный метод реализации. Как поменяется ситуация, если издавать комикс объемом Шестьдесят четыре странички?

Прибыль издательства при печати комикса Шестьдесят четыре странички,
(роялти вычтено, издержки на рекламу и локализацию — нет)

Что издателю хорошо, то комиксисту плохо. взгляд изнутри  комикстрейд

Здесь фактически та же ситуация: незапятнанная оптовая продажа издателю не прибыльна. Чем больше толика не оптовых продаж, тем прибыль выше.

РОЯЛТИ

В нашем случае подобные отчисления вероятны только в 2-ух случаях: при издании лицензии (издательство платит право обладателю комикса, у которого зополучило лицензию) и при издании готового комикса (издательство платит создателю).

В среднем имеем последующие значения:

  • лицензия — 5–15% от наибольшей оптовой цены на издание;
  • готовый комикс — 10% от розничной цены на издание.

РОЯЛТИ (отчисления издательства за проданную продукцию)

Что издателю хорошо, то комиксисту плохо. взгляд изнутри  комикстрейд

Как видно, издательство растрачивает на отчисления создателю/группе создателей за готовый комикс больше, чем за лицензию, но вспомним, что в данном случае издатель получил комикс безвозмездно. Так что эти издержки сравнимы с затратами на покупку лицензии.

ПРИБЫЛЬ Создателя/ГРУППЫ Создателей

Эта часть, думаю, будет более увлекательна сценаристам и художникам. На данный момент мы дадим ответ на главный вопрос: сколько может заработать создатель, создавая комиксы?

Прибыль создателя/группы создателей

Что издателю хорошо, то комиксисту плохо. взгляд изнутри  комикстрейд

В расчетах я оценивал работу создателя в $50 за страничку, но как увидел ранее, данная сумма является малой, и для неплохого свойства цена странички должна составлять от $150. Но даже при таковой низкой цены видно, что работа на заказ — для создателя более доходное дело, и никакие роялти не могут с ним сравниться. Но спросите себя много ли комиксов, сделанных на заказ вы понимаете, исключая комиксы издательства Bubble?

Означает, остается только отрисовывать комикс и потом предлагать его издательствам. А более выгодный вариант для создателя — заняться самиздатом. Но это может быть только в этом случае, если у вас большая аудитория, которая готова приобрести минимум 2/3 тиража. Любопытно, много ли у нас таких создателей?

Стоит ожидать массового издания авторских комиксов?

Оценивая сегодняшнее состояние рынка комиксов на постсоветском пространстве, можно с уверенностью сказать, что издатели не будут заказывать создателям создание комиксов, пока не сумеют их продавать тиражами более 3–4 тыщ экземпляров. На сегодня этот вариант самый нерентабельный для издательства, и навряд ли в последнее время стоит ждать огромного их возникновения.

Мы все отлично осознаем, что хоть какое издательство работает не для того, чтоб издавать «то, что хочется», а чтоб издавать то, на чем можно заработать. А означает, остаются всего два варианта: издавать лицензию либо готовый комикс.

Судя по диаграммам, прибыль издательства в обоих случаях, фактически схожа, но… Российские издатели (кроме, наверняка, Bubble и Nebeskey) пока не проводят массовых маркетинговых кампаний, которые могли бы поднять реализации авторских комиксов.

Покупая лицензию, издатели выбирают комикс, который уже знаком читателям, а означает, будет мало нуждаться в рекламе. Конкретно в этом я вижу основную делему, которая сложилась на рынке. Издателям проще выполнить техно работу (перевод, ретушь, леттеринг, верстку), чем вкладывать средства в рекламу российского продукта. Не говоря о том, что в данном случае еще меньше рисков.

Что все-таки делать создателям в наше время? Я считаю — идти на краудфандинг. Конкретно так можно выяснить, необходимо ли людям то, что вы делаете. Можно, естественно, испытать отыскать компромисс с издателем и «выбить» себе более прибыльные условия, но это маловероятно.

В общем, «что издателю отлично, то комиксисту плохо»!

Опросы

Самая ожидаемая книга от "Азбуки"

Просмотреть результаты

Загрузка ... Загрузка ...